СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Под социокультурной реабилитацией лиц с ограниченны­ми возможностями следует понимать комплекс мероприя­тий и условий, позволяющих им адаптироваться в стан­дартных ситуациях: заниматься посильной работой; нахо­дить и использовать нужную для практической деятельности и развлечений информацию; адекватно участвовать в об­щении и пользовании доступными средствами массовой информации.

Отечественный и зарубежный опыт решения средства­ми культуры и искусства проблем социальной адаптации и социокультурной реабилитации инвалидов свидетель­ствует о высокой эффективности соответствующих про­грамм и технологий, об их возможностях обеспечения интеграции данной категории людей в социальную и куль­турную жизнь.

В России средства культуры стали использоваться в ра­боте с инвалидами с начала 70-х гг. XX в., однако формы и методы создавались в основном специалистами-практика­ми, делавшими акцент на досуге. В результате сложилась ситуация, когда при множестве используемых на практике технологий реабилитации научное обоснование их эффек­тивности отсутствует.

Конечно, трудно разработать способы социокультурной реабилитации, использование которых приведет к полной интеграции каждого инвалида в обычную жизнь. Но пред­принимать соответствующие усилия следует, поскольку любое расширение сферы самостоятельности в отношении со средой оказывается во благо как самому инвалиду, так и окружающим его людям.

Термин «технология социокультурной реабилитации» включает две составляющие: «социальное» и «культурное». Категория «социальное» указывает, что технология отно­сится к классу гуманитарных, обращена к личности чело­века и в качестве целевой установки предполагает дости­жение позитивных изменений его образа жизни. «Соци­альное» предполагает выход инвалидов на такой уровень компетенции, который позволяет им вступать в обычные контакты, предусматривает различные формы взаимодей­ствия инвалидов между собой и с окружающей средой.

Понятие «культурное» фиксирует содержательные гра­ницы, обозначает те средства, с помощью которых инва­лид проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал. «Культурное» подразумевает освоение инва­лидами культурных ценностей, норм и традиций, пользо­вание конкретным дидактическим материалом из различ­ных видов и жанров искусства.

Результаты исследований, проведенных в Московском государственном университете культуры и искусств, сви­детельствуют о том, что 62% опрошенных инвалидов выбирают для себя активный вид досуговой деятельно­сти. Значительная часть их высказывается за развитие ди­алоговых, дискуссионных форм, а значит — за интерак­тивные досуговые технологии.



Стремление к активным формам рекреации нацеливает инвалидов на обогащение и расширение их социально включенности, тогда как ориентация на пассивно-созер­цательные виды досуга обусловливает понижение общего жизненного тонуса, способствует их социальной изоляции.

Приоритет принадлежит развивающимся технологи­ям, связанным с включением лиц с ограниченными воз­можностями в различные виды художественного, техни­ческого и прикладного творчества, которые оказывают на них социализирующее влияние, расширяют возмож­ности для самоутверждения и самореализации, социаль­ной адаптации и продвижения в сфере общественного разделения труда. Рекреация расширяет коммуникатив­ные связи реабилитантов, возможности их интеллекту­ального и физического развития.

Приобщение к активной деятельности в рамках куль-турно-досуговых учреждений позволяет в определенной степени дисциплинировать, ввести рациональное распре­деление времени, сил, знаний человека с ограниченны­ми возможностями, дает ему возможность целенаправ­ленно и разносторонне запрограммировать и реализовать свободное время.

Разнопрофильные досуговые программы (информаци­онно-образовательные, развивающие, художественно-публицистические, спортивно-развлекательные) базиру­ются на активных, часто нетрадиционных формах клуб­ной работы. Они способствуют сплочению людей, удовлетворению их потребностей в общении, самореа­лизации и самоутверждении.

В целом можно выделить просветительское, досуговое и коррекционное направления социокультурной реабилита­ции. В коррекционном направлении осуществляется вос­питательное, развивающее и образовательное воздействие.

Познавательное воздействие ориентировано на приоб­ретение инвалидами знаний, понятий о реальных явле­ниях, осознание окружающего их мира, связи с другими людьми.

Эмоционально-эстетическое воздействие способствует освоению человеком мира, сущности и творчества по законам красоты. Эмоциональная составляющая позво­ляет получать удовольствие, что существенно изменяет образ жизни человека.Известно, что в процессе адаптации у человека долж­на быть сформирована главная установка — принятие им социальной роли. При этом эффективность адаптации зависит от того, насколько адекватно человек с ограни­ченными возможностями воспринимает себя и свои со­циальные связи. У таких людей часто из-за социальной депривации (ограничение, лишение активного социаль­ного развития) наблюдается недостаточное или искажен­ное развитие представлений о себе, что ведет к наруше­нию социальной адаптации.



Программы психокоррекционной помощи, внедрен­ные в социокультурные сферы жизни, особенно эффек­тивны, так как позволяют органически увязать в единый процесс успешную творческую самореализацию и пре­одолеть те болезненные убеждения, которые так часто со­провождают ограничения жизнедеятельности: «Я ущербный и не стану нормальным», «Я несчастлив и жду помощи от других», «За что мне такая жизнь?», «Все мне обяза­ны помогать» и др.

Изменения в социальной ориентации, обновление видения своей роли в обществе у лиц с ограниченными возможностями успешно решаются в процессе творче­ской деятельности, при разных формах общения, само­выражения, самоанализа, самопроявления и самоутвер­ждения. Творчество помогает преодолеть депрессию и компенсировать недостаточность, вселяет уверенность в своих силах, приносит удовлетворение. Каждый человек чем-то одарен природой, и важно помочь ему разглядеть в себе скрытые потенциальные возможности. Это помо­жет победить недуг, заставит радоваться жизни.

Технологии социокультурной реабилитации включа­ют методики развития межличностного и внеличност-ного общения. Например, технология формирования коммуникативных умений включает в себя навыки меж­личностного общения. Среди них — аудирование (пони­мание на слух содержания текста); говорение (общение в рамках стандартных ситуаций, связанных с бытом, досугом, семейными традициями, природой и др.), ус­тные высказывания по предмету общения; чтение и понимание художественных, публицистических и функ­циональных текстов; оформление и передача элемен­тарной информации (анкета, письмо, декларация, вы­писка из текста).

Для успеха реабилитации необходимо хорошо знать проблемы инвалида и выстроить программу коррекци-онной помощи, отобрать соответственно его возможнос­тям психокоррекционные социокультурные технологии. Необходимо создать доступную, безбарьерную коррек-ционно-развивающую среду.

Вопросы и задания

1. Перечислите основания для классификации ограни­
чений жизнедеятельности.

2. Что, на ваш взгляд, является основой социальной
интеграции и адаптации лиц с ограниченными возмож­
ностями?

3. Охарактеризуйте особенности социализации лиц с
ограниченными возможностями.

4. Как строится реабилитационная программа?

5. Назовите этапы реабилитационного процесса.

6. Каковы назначение, структура и основные направ­
ления деятельности медико-социально-педагогического
патронажа?

7. Укажите назначение и особенности индивидуаль­
ной программы реабилитации.

8. Назовите группы инвалидности и основания для их
определения.

9. Раскройте смысл понятия «социальная недостаточ­
ность», перечислите ее основные уровни.

10. Укажите направления адаптации и критерии соци­
ально-психологической адаптивности.

11. Приведите классификацию биосоциальных функций.

12. Назовите особенности социокультурной реабили­
тации лиц с ограниченными возможностями.

13. Какие вы знаете технологии социокультурной реа­
билитации?

14. Какова роль коммуникации в реабилитационном
процессе?

15. Чтопонимается под «коррекционно-развивающейсредой»?

Литература

Гусева Н.К., Старикова Н.В., Разумовский А.В. Основ­ные направления работы врача-реабилитолога: Метод, рек. Ниж. Новгород, 1997.

Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуго-вой деятельности за рубежом. М., 1999.

Жарков АД. Технология социокультурной деятельно­сти. М., 1998.

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.

Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в РФ / Э.А. Орлова и др. М., 1997.

Кудрявцев В.А., Трошин О.В. Проблемы социально-пси­хологической реабилитации лиц с ограниченными воз­можностями. Ниж. Новгород, 2003.

Кукушкина Т.Н., Докиш Ю.М., Чистякова Н.А. Руковод­ство по реабилитации больных, частично утративших трудоспособность. Л., 1989.

Организационно-методические основы социально-пси­хологической реабилитации инвалидов: методические рекомендации / Сост. М.П. Ширанович, Р.Г. Мархаева и др. Вып. 18. М., 2000.

Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации: Учеб. пособие / Сост. М.В. Коро­бов, Э.А. Дворкин и др. СПб., 1999.

Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др. СПб., 2002.

Социальная работа с инвалидами: Настольная книга спе­циалиста/Под ред. Е.И. Холостовой, АИ. Осадчих. М., 1996.

Трошин О. В. Основы психологии коммуникации. Ниж. Новгород, 2002.

Трошин О.В., Кудрявцев В.А. Динамика дезадаптацион-ных проявлений при ЗПР в процессе применения эмо­ционально-экспрессивного тренинга. Ниж. Новгород, 2003.

Шабалина КБ. и др. Особенности социальной инте­грации инвалидов: Метод, рек. для врачей ВТЭК. М., 1992.


Глава 2

Роль реабилитации в специальной психологии

§ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Специальная психология изучает особенности формирова­ния психологических функций у детей с отклоняющимся развитием. Она обеспечивает психологическое сопровожде­ние лиц с ограниченными возможностями в течение всей жизни, а также исследует возможности реабилитации, адап­тации и интеграции детей с различными вариантами соци­ально-психологической дезадаптации в обществе.

Задачи специальной психологии:

—исследование психологических механизмов нарушений
у детей с отклонениями в психическом развитии;

—диагностика психофизических, индивидуально-пси­хологических и социально-психологических рас­стройств;

—разработка программы психологического консуль­тирования, социально-психологической реабилита­ции и интеграции;

—внедрение методов психологической коррекции нарушений у детей.

Специальная психология тесно взаимодействует с воз­растной и медицинской (клинической) психологией, имеет тесные связи с дифференциальной, генетичес­кой психологией, психодиагностикой, невропатологи­ей, психопатологией, нейропсихологией, патопсихоло­гией и педагогикой (коррекционной, лечебной, реаби­литационной).

Психодиагностика.Это область психологической на­уки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Она позволяет определить особенности развития аномаль­ных детей, специального коррекционного обучения, сте­пень отставания от нормы, уровень познавательной дея­тельности.

Современная психодиагностика направлена на наибо­лее раннее выявление отклонений (в возрасте до года), на своевременное начало компенсаторного развития, эффективную социальную адаптацию и интеграцию де­тей в обществе. Психодиагностика занимается также раз­работкой и апробацией новых методик, составлением к ним инструкций, выработкой правил поведения при об­следовании, способов обработки и интерпретации полу­ченных результатов.

К психодиагностическим методикам относятся: тесты (для определения особенностей интеллекта, способно­стей, свойств личности); опросники и анкеты (для выяв­ления интересов, склонностей, ориентации личности); проективные методики (для диагностики установок, от­ношений, предпочтений); психофизиологические мето­дики для диагностики свойств нервной системы, дина­мических особенностей психики (работоспособность, переключаемость внимания, темп деятельности); мало-формализованные методики (методы наблюдения, бесе­ды). Психодиагностические методики должны быть стан­дартизированы, надежны и валидны. Задачи психодиагностики:

—поиск причин возникновения конкретных психо­
логических проблем у ребенка (этиологический ди­
агноз);

—поиск определенного психологического признака,
позволяющего соотнести индивидуальные особен­
ности испытуемого с нормой (симптоматический
диагноз);

—определение психологических симптомов, ведуще­
го синдрома и выявление типа отклонений в раз­
витии (синдромологический диагноз);

—изучение механизмов развития психического откло­нения (патогенетический диагноз);

—решение частных вопросов (определение готовно­
сти ребенка к обучению в школе, выяснение при­
чин неуспеваемости, нарушений в эмоционально-
личностной сфере, сложностей в отношениях с
родными и сверстниками, навязчивых страхов, пе­
реживаний и т.д.).

На основе данных психодиагностики проводится пси­хологическое консультирование родителей и учителей.

Психопрофилактика.Это система психологического оздоровления ребенка, создания адекватных условий ин­дивидуального, семейного, образовательного развития его психологической сферы. Цель психопрофилактики — пре­дотвращение возможных психологических отклонений. Психопрофилактика бывает первичной, когда проводится на фоне здорового состояния ребенка и не позволяет сформироваться отклонениям в психическом развитии; и вторичной, когда начинается на фоне уже имеющейся органической недостаточности ЦНС или первичных пси­хических отклонений. Цель вторичной профилактики — предотвращение развития дополнительных вторичных нарушений, которые могут значительно усложнить тече­ние аномалии.

Психопрофилактика должна начинаться с момента рождения ребенка и постоянно продолжаться для созда­ния наиболее благоприятных психологических условий его развития. Первые мероприятия проводятся уже на стадии внутриутробного развития плода. Важным являет­ся правильный психологический настрой женщины на будущую беременность, эмоциональное принятие ребен­ка, адекватная подготовка к родам с использованием специальных техник саморегуляции и расслабления.

Психопрофилактика должна следовать за естествен­ным процессом психологического развития ребенка, со­здавая для каждого этапа условия наибольшего психо­логического комфорта. Это позволяет сформировать оп­ределенные качества личности. Однако в специальной психологии психопрофилактика преимущественно вто­ричная. Она связана с поздним обращением родителей за помощью, несвоевременным выявлением аномалий или первичных отклонений в психическом развитии. В целом психопрофилактика обеспечивает предотвраще­ние развития патологических черт характера, семейной, образовательной и социальной дезадаптации; приспо­собление ребенка к аномалии или к психическим от­клонениям для адекватного выполнения основных со­циальных функций.

Психологическая коррекция.Под психическим здоро­вьем понимают состояние психического благополучия, характеризующееся отсутствием психологических пато­логических проявлений, адекватной регуляцией поведе­ния, деятельности. У здорового человека субъективные образы соответствуют отражаемым объектам действитель­ности, а психологические реакции — внешним раздра­жителям; он имеет адекватный возрасту уровень зрело­сти эмоционально-волевой и познавательной сфер лич­ности; приспособлен к микросоциальным отношениям и способен к саморегуляции поведения; разумно плани­рует жизненные цели и достигает их.

Психологическая коррекция (от лат. «исправление») — это система психологических мероприятий, направлен­ных на исправление, ослабление или восполнение име­ющихся недостатков психофизического развития детей.

Психологическая коррекция может исправить первич­ный биологический дефект (глухота, слепота и др.), но в ряде случаев (язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма и др.) удается в определенной степени корригиро­вать проявления болезни с помощью психологических воздействий. Это наблюдается, когда биологический де­фект (органическая болезнь) имеет психосоматический характер, т.е. вызывается психическими патогенными факторами и является вторичным по отношению к ним.

Кроме того, при умеренно выраженных биологиче­ских аномалиях, не достигающих степени выпадения фун­кции органа, психологическое воздействие может значи­тельно исправить эту функцию. Коррекция высших функ­ций обеспечивает значительное исправление более низших. Однако, как правило, исправляется не биологический де­фект, а отклонение в психическом развитии, так как методы воздействия и место их приложения соответству­ют друг другу. Различают коррекцию вторичных отклоне­ний в психическом развитии (на фоне аномалии или дру­гих психических отклонений) и первичную, когда ис­правляются впервые возникшие психологические нарушения.

Однако достичь исправления имеющихся нарушений удается не всегда и тогда решается задача их ослабления.

Ослабление психических нарушений обеспечивает предот­вращение выраженных отклонений в развитии, социаль­ной адаптации на последующих этапах развития. Одновре­менно проводится психологическая десенсибилизация (по­нижение чувствительности) ребенка к уже имеющимся нарушениям, снижение субъективной чувствительности к дефекту или психической аномалии. Ребенок учится спокойно жить с аномалией и болезненно не восприни­мать имеющиеся отклонения. Вырабатывается адекватное восприятие себя и своих возможностей в коммуникации, обучении.

Психологическая компенсация(от лат. «возмещение, уравновешивание»). Это сложный процесс замещения или перестройки нарушенных, недоразвитых функций орга­низма. В основе перестройки нарушенных функций лежат механизмы приспособления психофизических систем че­ловека к изменяющимся условиям внутренней и внеш­ней среды. При этом перестраиваются как психологичес­кие связи человека, так и социальные с окружающим миром. Изменение имеющихся связей обеспечивает вос­становление адекватных функций мозга и органов (био­логическое приспособление); функций соответствующих психологических систем (психологическое приспособле­ние); функций коммуникации, общения, учебной дея­тельности (социальное приспособление).

Психологическое воздействие способствует высвобожде­нию потенциальных возможностей, эмоционально активи­зирует личность, мотивирует ее на изменение своего отно­шения к аномалии, указывает пути деятельности. Роль пси­хологической опоры в восстановлении функций играют не только психолог, но и близкие, сверстники, учителя.

Другой процесс — замещение утраченных функций с помощью других систем, которые берут на себя функ­цию первой. Это могут быть: другие зоны мозга, связан­ные с пораженной зоной; другие ВПФ, ассоциирован­ные с измененной ВПФ; внешние инструментальные приспособления, искусственно усиливающие сниженную Функцию (слуха, зрения); специальные пособия для обу­чения, коррекционные материалы и методики. Здесь ком­пенсация связана с коррекцией, восполняющей нарушенную функцию с помощью специальных способов обу­чения и воспитания.

Выделяют также псевдокомпенсацию или ложную ком­пенсацию, когда пораженная функция временно оказы­вается компенсированной, а затем снова декомпенсиру-ется. Псевдокомпенсация возникает также в случаях от­каза ребенка от выполнения обычной деятельности, в которой может проявиться недостаточность функции. Если ребенок осуществляет такую деятельность (например, учебную), то скрытая недостаточность функции стано­вится явной, что связано с отсутствием истинной ее ком­пенсации.

Декомпенсация — процесс обратный компенсации и связанный с повторным нарушением ранее восстановле-ной функции.

Сверхкомпенсация связана с чрезмерным замещением или усилением нарушенной функции, когда ее недоста­точность преобразуется в избыточность. Компенсаторная избыточность, как и недостаточность, способствует воз­никновению отклонения в развитии, но противополож­ного по своим свойствам.


7394564172174335.html
7394647267177660.html
    PR.RU™