Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;

в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

10.Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации.

Нормативно-правовые акты создаются, изменяются или отменяются в определенном порядке. Этот порядок обеспечивает как качество принимаемых актов, так и объективно необходимое закрепление баланса многообразных социальных интересов. В науке и на практике данную деятельность характеризуют и как формирование права (правообразование), и как правотворчество.

Признаки правотворчества:

- это выражающая стратегию развития общества особая управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение (стимулирование или ограничение) входящих в их ведение определенных отношений, имеющих повышенное общественное значение;



- это государственно-властная деятельность, составляющая монополию государства, одно из проявлений его суверенитета. Иные субъекты участвуют в ней лишь с его санкции;

-это интеллектуально-волевая (познавательная и цен нос т- но-ориентационная) творческая деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования;

- это процедурная деятельность, детально регламентируемая законом, который определяет не только перечень субъектов правотворчества и их полномочия, но и последовательность, а также содержание их правотворческих действий;

- содержание этой деятельности выражается в создании, изменении, отмене и систематизации юридических норм, иногда — в изменении сферы и объема действия уже существующих норм.

Рассмотрим стадии правотворчества. Правотворчество — это деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Она проходит два этапа:

- подготовки проекта нормативного акта;

- его официального принятия.

Первый этап осуществляется в процессе прохождения следующих стадий:

- принятие решения о подготовке проекта нормативного акта;

- формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта;

- подготовка его текста;

- предварительное обсуждение проекта;

- согласование содержания проекта нормативного акта с различными организациями;

- предварительное утверждение проекта.

Если первый подготовительный этап может осуществляться вне правотворческого органа, то второй, официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе. Он состоит из следующих стадий:

- внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;

- обсуждение проекта;

- принятие и подписание нормативного акта;

- официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.

У конкретных субъектов правотворчества, принимающих нормативно-правовые акты различной степени сложности и значимости, количество и содержание таких стадий может весьма существенно различаться. Так, у представительных органов государственной власти одни процедуры их принятия, у предприятий — несколько иные, упрощенные.

11.Юридическая техника: понятие и виды.

Юридическая техника представляет собой систему средств, приемов и правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов для обеспечения эффективности их регулятивного воздействия.

Законодательная техника содержит:

- правила построения и оформления правовых актов,

- приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний,

- язык и стиль правового акта,

- правила обнародования (промульгации) и систематизации таких актов.

Другой вид юридической техники, правоприменительная, включает в себя:

- правила оформления и построения правоприменительных актов, способы легализации документов,

-способы и приемы толкования юридических норм и актов,

- способы разрешения коллизий в праве и преодоления пробельности,

- способы процедурно- процессуального оформления юридической практики.

Средствами организации правовой материи для регулирования отношений, отличающихся определенной спецификой, являются:

- нормативное построение, выражающееся в структурной организации правовых предписаний (гипотеза, диспозиция, санкция), в употреблении их различных разновидностей (регулятивных, охранительных) и т. д.;

- юридическая конструкция - типовая модель, отражающая юридическое состояние структурно организованного явления правовой жизни.

Представляется, что основным критерием классификации следует избрать стадии (этапы) правового регулирования. Существуют три основные стадии:

- правотворчество;

- действие права;

-осуществление права.

Таким образом, насчитывается шесть видов юридической техники:

- правотворческая техника;

- техника опубликования нормативных актов;

- техника систематизации нормативных актов;

- интерпретационная техника;

- правореализационная техника;

- правоприменительная техника.

12.Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии.

Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.

Можно выделить четыре основные стадии этого процесса:

1) законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения;

Законодательная инициатива – это официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.

Законопроект– текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.).

Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.

В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ требует от субъекта законодательной инициативы наряду с текстом законопроекта представить:

а) пояснительную записку к законопроекту;

б) перечень законов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием законопроекта;

в) финансово экономическое обоснование (в случае, если реализация законопроекта потребует материальных затрат);

г) заключение на законопроект Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматривает расходы из федерального бюджета).

2) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);

Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. В Российской Федерации внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.

3) принятие закона;

Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. Если парламент двух палатный, то для принятия закона требуется согласие обеих палат. В Российской Федерации закона принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.

4) санкционирование, промульгация и опубликование закона; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.

Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон. Правда, для этого требуется квалифицированное большинство — не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

13.Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации.

Нормативный правовой акт - акт правотворчества, содержащий юридические нормы, направленный на установление, изменение или отмену нормы права.

Нормативные правовые акты обладают следующими признаками:

1. Официальный документ, обладающий юридической силой и обязательный для субъектов, которым адресован.

2. Содержит информацию о нормах права.

3. Обладает соответствующей юридической силой, зависящей от компетенции правотворческого (государственного) органа, его принявшего.

4. В совокупности составляют единую иерархическую систему, отражающую структуру государственных органов.

5. Имеют общий характер; их следует отличать от индивидуально-правовых актов (правоприменительных), содержащих индивидуальные предписания по конкретным вопросам, обращенные к конкретным адресатам, а также актов толкования права, разъясняющих действующие правовые нормы.

Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативный правовой акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом власти или путем референдума, регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни и обладающий высшей юридической силой.

По юридической силе выделяют три группы законов:

1. Конституция РФ, Федеральные конституционные законы - законы, прямо указанные в Конституции РФ.

2. Федеральные законы, основанные на Конституции РФ и развивающие ее отдельные положения.

3. Кодификационные законы, законы по отраслям права, законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты не должны противоречить законам; и должны издаваться в соответствии с законами. Подзаконные нормативные правовые акты характеризуются иерархией государственных органов, их принявших.

14.Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов.

Систематизация нормативно-правовых актов – это процесс деятельности, направленный на приведение законодательства в определенную систему, чтобы облегчить доступ к законодательству (нормам права).

Выделяют три формы (вида) систематизации.

1. Инкорпорация – это самая простая форма, НПА объединяются в сборники НПА. Виды инкорпорации:

- официальная (специальный субъект, уполномоченный государством)

- неофициальная (кем угодно осуществляется: издательства, типографии и т.д.).

2. Кодификация– это наиболее сложная форма, т.к. связана с правотворчеством. Поскольку в процессе кодификаций, путем коренной переработки старых НПА, создаются новые и объединяются все вместе в новый НПА – Кодекс. Виды кодификаций:

- всеобщая;

- отраслевая (УК РФ);

- внутриотраслевая (ЖК, т.к. подотрасль ГК РФ).

3. Консолидация в РФ не используется – это промежуточная форма между инкорпорации и кодификации, в результате которой создается новый акт, содержащий в себе положения ранее действующий актов, коренной переработки, как при кодификации нет. (Франция)

15.Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства.

Система права – это взятые в единстве и взаимосвязи, действующие в государстве правовые нормы, выступающие как целостное образование, имеющее свою структуру (т.е. это внутреннее строение права).

Признаки системы права:

1. Объективный характер, т.е. система права складывается под воздействием объективных критериев (не зависит от воли и сознания конкретного человека);

2. Единство и дифференциация (с одной стороны все нормы права тесно взаимосвязаны и выступают как единое целое, с другой стороны каждая норма специфична, и для их упорядочивания применяется объединение норм в определенной совокупности (отрасль, институты и т.т.) по какому-либо критерию);

3. Абстрактный характер, это означает, что она умозрительна.

Структура системы права

Основные элементы:

- норма;

- институт (здесь важно сказать, что предмет правового регулирования и метод правового регулирования являются критериями объединения НП в институты);

- отрасль.

Дополнительные элементы:

- подотрасли;

- субинституты (расторжение брака, заключение брака, являются субинститутами института брака).

Нормы права – это первичные элементы системы права, составляющие все остальные её подразделения.

Институт права – относительно небольшая совокупность норм в рамках отраслей права, регулирующих какой-либо специфичный вид общественных отношений методами, входящими в набор средств используемых отраслью права.

Субинститут – относительно небольшая совокупность норм в рамках института права, регулирующих какой-либо специфический вид общественных отношений.

Система права – это содержание, а система законодательства – это форма (внешнее выражение).

16.Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право.

Частное право включает отрасли права, выражающие и защищающие частные интересы отдельных лиц в их взаимоотношениях с другими лицами (гражданское, семейное и трудовое право и пр.: наследственное право, коммерческое (хозяйственное) право, экологическое право, гражданский процесс).Частное право регулирует отношения между субъектами права на основе их равенства и взаимных обязанностей. Ни один субъект права, в том числе государство и его органы, не имеет преимущества перед остальными субъектами. Все участники правоотношений имеют одинаковые права и обязанности.

Публичное право составляют отрасли, регулирующие отношения, одним из участников которых является государство или его органы, которыепри этом выступают в качестве носителей государственно-властных (публичных) полномочий, реализация которых осуществляется в интересах и во благо общества, государства тех или иных социальных слоев, групп.Гражданин выступает равноправным субъектом публичных отношений только в процессе формирования представительных органов власти, в ходе референдума. В остальных правоотношениях – а их большинство – он занимает подчиненное, зависимое положение.

Материальные отрасли права содержат нормы права, регулирующие реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, путем закрепления позитивных прав и обязанностей и установления запретов.

Процессуальные отрасли определяют порядок разрешения споров, конфликтов, возникающих при реализации норм материальных отраслей права.

17.Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права.

Проблема соотношения международного и национального права представляет собой одну из наиболее важных и сложных проблем юриспруденции.

В вопросе соотношения международного и внутригосударственного права наука выработала три основных направления: одно дуалистическое и два монистических.

Суть монистических концепций, как видно из их названия, состоит в том, что международное и национальное право рассматриваются как части единой системы права. Причем одни из сторонников этих концепций исходят из примата внутригосударственного права, другие - из примата международного.

Национальное право оказывает двоякое влияние на международное право.

Во-первых, это влияние содержания норм национального права на содержание норм международного права. Такое влияние можно назвать материальным.

Во-вторых, это влияние норм национального права, касающихся порядка создания норм международного права (заключения международных договоров), на действительность последних. Этот аспект влияния можно назвать процессуальным.

На становление и развитие норм международного права воздействуют и конкретные нормы внутреннего права, регулирующие различные вопросы осуществления внешнеполитических функций государств.

Внутригосударственные законы, касающиеся порядка заключения международных договоров, иммунитета государства и его граждан и т.д., оказывали и продолжают оказывать воздействие на международное право.

Воздействие международного права на внутригосударственное право. Функционирование международного права часто требует содействия со стороны норм национального права. Нередко процесс осуществления норм международного права внутри государства называется трансформацией. Но поскольку трансформация заключается в том, что государство с помощью своего внутреннего права обеспечивает реализацию норм международного права, её правильнее именовать национально-правовой имплементацией норм международного права.

18.Понятие, признаки и виды правоотношений.

Правовые отношения - выгодные или допускаемые государством, урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых своими осознанными волевыми действиями способны реализовать принадлежащие им взаимные права и юридические обязанности.

Признаки правовых отношений:

1) это общественные отношения, т.е. возникают только между людьми или группами людей;

2) они носят волевой характер, т.е. возникают, изменяются, прекращаются в результате осознанного, волевого поведения людей;

3) носят определенный характер, т.е. круг участников правовых отношений и их поведение строго определены;

4) урегулированы нормами права, т.е. предусмотрены все элементы правовых отношений, в том числе основания возникновения, круг участников;

5) участники правовых отношений обладают взаимными правами и обязанностями, т.е. праву одного участника правовых отношений всегда соответствует обязанность другого, и наоборот;

6) выгодны государству, либо им допускаются, но в любом случае им охраняются.

Виды правовых отношений:

По отраслевой принадлежности:

- уголовно-правовые,

- государственно-правовые,

- административно-правовые и др.;

По функциональному назначению:

- регулятивные,

- охранительные;

По степени индивидуализации:

- Относительные — в них определены все участники правовых отношений;

- Абсолютные — в них определена одна сторона правовых отношений;

В зависимости от принадлежности к стороне правовой системы:

- материальные,

- процессуальные,

- публичные,

- частные;

В зависимости от количества участников:

- простые — складываются между двумя субъектами;

- сложные — между несколькими субъектами.

19.Структура правоотношений: субъект, объект и содержание правоотношений.

Субъекты правовых отношений— это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения. То есть это лица, а также государство, наделённые правами и обязанностями; это непосредственные участники правоотношения.

Субъекты правовых отношений подразделяются на три категории:

1. Физические лица, например субъекты в правовых статусах:

· лицо без гражданства;

· гражданин;

· иностранец;

· беженец;

· индивидуальный предприниматель;

· учредитель юридического лица.

2. Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.

3. Государство (лицом назвать его можно чисто условно).

Объект правоотношений– это то, на что воздействуют юридические права и обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Иными словами, объект правоотношений – это блага, ценности, ради которых субъекты вступают в правоотношения.

Содержание правоотношения

Содержание правоотношения формируется в результате волеизъявления его участников, действия юридических норм, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов. Следует иметь в виду, что для возникновения и осуществления правоотношений

Юридическое содержание правоотношения - это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного лица.

Фактическое содержание правоотношения - это сами действия, в которых реализуются права и обязанности сторон.

20.Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определённых юридических последствий. Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Классификация юридических фактов:

Классификация юридических фактов:

1) по последствиям, которые факты могут вызывать (правоустанавливающие, правоизменяющие или правопрекращающие правоотношения);

2) по связи с волей участников (волевой момент): события, а именно факты, которые не зависят от воли и сознания людей; поступки, а именно факты как следствие сознательного волевого поведения людей;

3) по юридической природе действий: правомерные, к которым можно отнести все виды действий, которые являются актами активной реализации права, а именно акты юрисдикционных органов (административных судов), юридические акты, административные акты, сделки, фактические правомерные действия (литературное творчество, научные изобретения и т. п.); неправомерные, к которым относят административные и гражданские правонарушения, а также другие юридические факты;

4) по структуре юридические факты можно разделить на элементные (простые) и фактические (сложные) составы.

Различают два вида фактических составов:

1) по принципу свободного накопления элементов состава – простая совокупность, существенно только ее наличие;

2) по принципу последовательного накопления элементов – юридические последствия наступают только в случае накопления элементов состава в определенном порядке.

Фактический (юридический) состав — это совокупность нескольких юридических фактов, порождающих конкретные правовые последствия.

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

В число элементов фактических составов часто входит особый юридический факт — сроки.

21.Понятие и формы реализации права.

Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов.




7393831470588837.html
7393899305871746.html
    PR.RU™