ВВЕДЕНИЕ. II. Архивные источники

Киров, 1997

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение

II. Архивные источники

1) метрические книги

2) ревизские сказки

3) исповедные росписи

4) клировые ведомости

5) обывательские книги

6) формулярные списки

7) материалы Всероссийской переписи 1916-1917 годов

III. Приложения

№ 1 «Словарь терминов родства, свойства и духовных неродственных связей»

№ 2 «Список сел, имевших два и более названия»

IV. Список использованных фондов

V. Литература

Уважаемые друзья!

Вы решили составить родословную своей семьи, написать историю своего рода, деревни или села. Документы архива Кировской области помогут Вам в этом трудоемком, но увлекательном занятии. Наградой послужит ветвистое родословное дерево, а также слова искренней благодарности и восхищения родных, близких и знакомых.

В добрый путь!

Пособие рассчитано на исследователей, не имеющих опыта работы с архивными документами, а также может быть использовано архивистами при исполнении запросов граждан по генеалогии.

Составитель выражает признательность всем, кто помогал в работе над пособием, и, прежде всего Шиляевой Р.С. (ГАКО) и Любимову В.А. (Кировский объединенный историко-архитектурный и литературный музей).

Данное пособие не представляет собой законченный обзор документов генеалогического характера, и поэтому будем рады любым дополнениям и замечаниям.

ВВЕДЕНИЕ

Приступая к составлению родословной, начинающий исследователь, прежде всего, должен внимательно изучить семейный архив. Собрать и проанализировать документы (и их копии), сохранившиеся от родителей, бабушек, дедушек и других родственников, фотографии и воспоминания старших членов семьи.

В документах указаны сведения, которые потребуются при дальнейших архивных поисках. Свидетельство о рождении содержит данные о времени и месте рождения, имена и отчество родителей, их фамилию. Свидетельство о браке расскажет о времени и месте заключения брака, девичьей фамилии жены, датах и месте рождения супругов. Свидетельство о смерти сообщит о времени, месте и причине смерти. Данные о профессии, образовании, званиях и наградах могут содержаться в свидетельствах, аттестатах, удостоверениях, грамотах, дипломах и других документах.

Особенно интересны семейные воспоминания и предания, старинные фотографии. Они содержат ценнейшую, уникальную информацию, которую невозможно обнаружить в официальных документах: внешний вид предков, их привычки, манеры речи и поведения, отношение к окружающему миру, работе, людям.

При отсутствии в домашнем архиве документальных данных старшие родственники могут подсказать место и время рождения, крещения, бракосочетания и смерти предков, которые затем можно подтвердить (или опровергнуть) в государственных архивах.



Создание домашнего архива – дело, безусловно, очень важное. К сожалению, в связи с бесконечными миграциями населения, начавшимися с 30-ых годов XX века, и отношением к генеалогии как второстепенной науке, составить родословную членов семьи, живших в нашем столетии, по архивным документам крайне затруднительно.

Наполненные знаниями о своих ближайших предках и огромным желанием узнать о более ранних, Вы направляетесь в архив. Архивы – это государственные учреждения, хранящие документальные материалы. Исследовательская работа в архиве имеет ряд особенностей. Прежде всего, необходимо усвоить три основные понятия: фонд, опись, дело.

Все документы в архивах распределены по фондам. Архивным фондом называется комплекс документов, образовавшихся в результате деятельности учреждения или организации. У каждого фонда имеется название и свой номер.

На документы каждого фонда составлена опись (или несколько описей), в которую и записаны заголовки конкретных дел. Опись – это архивный справочник, представляющих собой систематизированный перечень дел, раскрывающий их состав и содержание. Дело представляет собой совокупность документов (или 1 документ), относящихся к определенному направлению или вопросу деятельности учреждения.

Для успешной работы с архивными документами при составлении родословной необходимо четко знать: на территории какого уезда, стана, волости, сельского общества располагались интересующие Вас деревни, починки, название прихода, т.е. село и церковь в нем, прихожанами которой были Ваши предки.

Сложность заключается в том, что, не смотря на определенную стабильность административно-территориального деления, существовавшего с конца XVIII века до начала XX века, границы уездов и волостей подвергались некоторым изменениям. Село, деревня или починок могли переходить также из прихода в приход.

Определить административно-территориальную принадлежность помогут списки населенных мест губернии (см. «Справку-ориентировку по истории сельских населенных пунктов» ГАКО, 1981 г.). Списки составлены в разные годы, потому они могут указать уезд и волость, в которые входил населенный пункт и интересующий Вас период.



Далее удобнее всего обратиться к «Вопросным листкам о поселениях». «Вопросные листки», объединенные по волостям, составлялись в 1877-1883 годы (ф. 574, оп. 1, д. 574-817). Кроме названия прихода и сельского общества, эти документы укажут вид поселения, количество строений, жителей и другие сведения.

Уточнить приход помогут клировые ведомости (ф. 237, оп. 70). Начиная с последней четверти XIX века, в ведомость каждой церкви вносили список деревень, починков, хуторов, относящихся к данному приходу.

Краткая история приходов, с указанием времени образования прихода, сведениями о строительстве и освящении церкви, первых метрических книгах написана архивариусом Вятской духовной консистории В. Шабалиным в «Настольной книге о церквях и духовенстве Вятской епархии», 1909 г. (ф. 1404, оп. 1, д. 5).

Четко представляя административно-территориальное деление, можно приступить к самому интересному – обратиться к документам, которые своеобразным почерком XVIII-XIX веков внесены дорогие сердцу имена и фамилии.


7393188620672950.html
7393222188957563.html
    PR.RU™