Копия аттестационного листа (выписки из приказа) предыдущей аттестации, если имеется квалификационная категория;

3) Самоанализ результатов профессиональной деятельности, в котором аттестуемый характеризует свою профессиональную деятельность по уточненным показателям с точки зрения результатов работы, перечисленных в пунктах 36 и 37 Порядка аттестации. Педагог вправе самостоятельно выбрать вариант оформления самоанализа – текстовый или табличный, в любом варианте самоанализ должен быть удобен для чтения и работы экспертов.

Как положительный момент работы региональной аттестационной комиссии можно отметить Соглашение между Министерством образования Карелия и Карельской республиканской профсоюзной организацией работников образования по регулированию социально-трудовых отношений в отрасли, в соответствии с которым при подтверждении категории региональная аттестационная комиссия может принимать решение об освобождении от экспертизы результатов профессиональной деятельности (т.е. составления самоанализа) педагогических работников, награжденных государственными наградами РФ и (или) Республики Карелия, отраслевыми нагрудными знаками РФ, победителей конкурсов профессионального мастерства, за межаттестационный период, но не более пяти лет.

Подать документы на аттестацию педагоги могут тремя способами: 1) заявителем лично или уполномоченным лицом специалисту отдела; 2) по почте; 3) в электронной форме на сайте института в разделе Электронная подача документов.

Для обеспечения поддержки педагогических и руководящих работников в подготовке к аттестации в Карельском институте развития образования организована удобная для всех система консультирования: индивидуальные и групповые, очные и письменные консультации, выездные консультации по заявкам, консультации по телефону, электронной почте и в интернет рубрике «Вопрос-ответ», обучающие семинары, информационные письма, инструктивно-методические материалы.

Информационное сопровождение процедуры аттестации организовано на официальном сайте Карельского института развития образования в разделе «Аттестация». Интересный факт: исходя из статистических данных посещаемости нашего сайта, по количеству просмотров раздел «Аттестация» лидирует каждый год с очень внушительным отрывом от других разделов сайта. С 2012 года на сайте успешно работает рубрика «Вопрос-ответ», где работники образования (не только Республики Карелия) задают вопросы по аттестации, в кратчайшие сроки получают развернутые ответы. В рубрике размещены часто задаваемые вопросы с ответами, множество разъяснений различных ситуаций, связанных с аттестацией педагогов. На сайте размещены методические рекомендации по подготовке документов на аттестацию, ссылки на результаты мониторингов и государственной итоговой аттестации школьников, можно найти примеры оформления аттестационных материалов.



С 2015 года активно используем дистанционные формы обучения, направленные на преодоление сложностей в подготовке к аттестации. По нашим наблюдениям, наиболее востребованы сетевой мастер-класс «Электронное портфолио педагога: содержание и оформление» и дистанционный курс на 36 часов «Обобщение и презентация педагогического опыта средствами электронного портфолио». Анкетирование позволило выявить высокий уровень удовлетворенности методическим сопровождением, предлагаемым Карельский институтом развития образования.

Приказы об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории размещаются на официальных сайтах Министерства образования Республики Карелия и Карельского института развития образования.

На сегодняшний день оформление аттестационного листа на педагогического работника существующим Порядком аттестации не предусмотрено, однако во избежание сложностей в будущем со сроками последующих аттестаций мы посчитали целесообразным оформлять на аттестованных педагогов выписки из приказа Министерства образования Республики Карелия, что было одобрено педагогической общественностью.

Обращаем ваше внимание: в связи с тем, что введение каждого нового федерального порядка аттестации не сопровождалось необходимой методической базой, в частности, единой методикой оценки уровня квалификации педагогического работника, возникла потребность в субъектах РФ разрабатывать свою методику.

Изучив опыт регионов, мы приходим к выводу, что процедура аттестации в Карелии носит демократичный характер, не осложняет жизнь педагога и не требует сбора большого количества документов, в то же время нам известно, что в отдельных субъектах процедуру усложняют за счет:

- огромного перечня подаваемых документов, в том числе нотариально заверенных (копии диплома, свидетельства о браке, документы о повышении квалификации, трудовой книжки и т.п.);

- многоэтапности - заочный этап (пакет документов) и очный этап (экзамен, защита проекта и т.п.);

- заполнения электронных форм;



- обязательного приложения CD-диска с видеозаписью урока\занятия\мероприятия хорошего качества и т.д.

Оценка уровня квалификации педагогических работников, являющаяся сердцевиной аттестационной процедуры, рассматривается сегодня как весьма значимая всеми участниками образовательного процесса. Что особенно важно при проведении аттестации в целях установления квалификационной категории (первой либо высшей). Рассмотрим более подробно становление в Карелии системы оценки результатов профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории.

Порядок 2010 года

Формой прохождения аттестации с целью установления квалификационной категории (первой либо высшей) с января 2011 года в Карелии была определена хорошо известная и педагогам и экспертам форма - самоанализ результатов профессиональной деятельности. В соответствии с «федеральными» требованиями к результатам работы педагогов для установления первой и высшей категорий, представленными в порядке 2010 года (пункты 30 и 31), были подготовлены общие для всех должностей Методические рекомендации к составлению самоанализа и рекомендации для экспертов. Необходимость принятие дополнительных положений, направленных на разработку измеримых балльных показателей и критериев оценки уровня квалификаций, дифференцированно для каждой отдельной педагогической должности, в 2011 году не обосновалась.

Анализ результатов проведения процедуры аттестации в 2011 году и первом полугодии 2012 года обозначил ряд проблем, связанных со способами осуществления экспертной оценки и подготовки экспертного заключения, что также нашло подтверждение и в республиканской судебной практике. Практически единодушным являлось мнение членов аттестационной комиссии, экспертов и педагогической общественности, что существующая экспертиза несовершенна и отсутствие единой измеримой основы для проведения оценки уровня квалификации педагогов, приводит к субъективизму в деятельности экспертов. Недостаточность ясности в критериях оценок (за что и сколько) мы предполагали компенсировать высоким уровнем профессионализма экспертов. Сколь бы профессиональными и объективными не пытались быть эксперты, они вынуждены выстраивать свою систему критериев, которая в силу позиционных и коммуникативных факторов все равно неизбежно приводит к значительной субъективности и разно плановости (несопоставимости) оценок. Необходимость системы оценивания, которая лишит экспертов субъективной оценки и даст педагогу возможность самодиагностики и самооценки, основанной на единых измеримых критериях и показателях отдельно по каждой педагогической должности, стала очевидной.

Таким образом, в 2012 году на заседании Аттестационной комиссии Министерства образования Республики Карелия был инициирован вопрос о введении в Карелии балльной системы оценивания (измеримых индикаторов) профессиональной деятельности педагога при аттестации на квалификационную категорию. Организация работы по разработке и введению балльной системы оценивания при аттестации на квалификационные категории была поручена ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования". К ноябрю 2012 года рабочей группой, в состав которой входили представители Министерства, Карельского института развития образования, МУ «Центр развития образования» и образовательных учреждений Карелии, был

- проанализирован опыт балльной оценки результатов профессиональной деятельности педагогов семи регионов: г.Москвы, г.Санкт-Петербурга, Ленинградской и Мурманской области, Краснодарского, Хабаровского и Красноярского края;

- разработаны «Показатели для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой и высшей)» (далее - Показатели) отдельно для каждой педагогической должности;

- определены основания (минимальное количество процентов от максимально возможной суммы баллов) для присвоения квалификационной категории - первой и высшей.

В течение двух месяцев на сайте Карельского института развития образования прошла общественная экспертиза проекта новой формы аттестационной экспертизы и перечней показателей. Педагоги Республики Карелия приняли участие в обсуждении проектов документов и высказали мнение по следующим вопросам: 1. В какой форме должна проходить аттестация педагогических работников Республики Карелия? 2. Какие показатели и критерии экспертной оценки профессиональной деятельности педагогов должны лечь в основу аттестации для разных должностей. В обсуждение по 1 вопросу приняло участие более 600 человека, по 2 вопросу более 700 человека.

В январе 2013 года на заседании Координационного совета и Коллегии Министерства образования Республики Карелия рассматривался вопрос ведения балльной системы оценивания результатов профессиональной деятельности педагогических работников при аттестации, было принято решение продлить сроки общественной экспертизы до 1 марта 2013 года. Общественная экспертиза продолжилась на уровне образовательных учреждений и профессиональных коллективов республики. Поступили содержательные предложения по корректировке показателей от Ассоциации сельских учителей Карелии, Ассоциации учитель года Республики Карелия, Центра развития образования г.Петрозаводска, Детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва, Экспертного совет учреждений системы СПО-НПО, Центра Психолого-Медико-Социального Сопровождения, методических объединений и образовательных учреждений республики. Далее рабочая группа провела корректировку материалов в соответствиями с предложениями, полученными в рамках общественной экспертизы.

В мае 2013 года Управлением по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Республики Карелия проведена экспертиза Показателей. Решением Аттестационной комиссии Министерства утверждены Показатели по каждой педагогической должности, в соответствии с которыми с 1 июня 2013 года осуществляется оценка результатов профессиональной деятельности педагогических работников Республики Карелия при аттестации на квалификационную категорию.

Порядок 2014 года

Во втором и третьем квартале 2014 года в соответствии с «федеральными» требованиями к результатам работы педагогов для установления первой и высшей категорий, представленными в порядке 2014 года (пункты 36 и 37), была проведена корректировка Показателей для тех групп должностей, деятельность которых связана с соответствующими направлениями работы.

Необходимо отметить активность педагогического корпуса Карелии в совершенствовании методики оценки профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории. Аттестационная комиссия совместно с отделом аттестации своевременно реагировали на предложения по внесению изменении и дополнений в таблицы Показателей. Предложения в первую очередь связаны с требованиями новых ФГОС, Концепции развития дополнительного образования детей, а также со спецификой профессиональной деятельности отдельных групп работников.

Таким образом, в 2014 и 2015 годах отдел аттестации провел большую работу по консультированию, организации общественного обсуждения, корректировке и согласованию Показателей для 12 групп должностей, также было выделено 5 новых групп (к примеру, воспитателя в профессиональной образовательной организации, учитель физической культуры, педагог организатор физкультурно-спортивной направленности и др.).

Мы стремимся создать прозрачную, объективную, ясную и нетерпящую двоякого толкования, удобную для всех и для аттестуемых педагогов и для организаторов модель проведения аттестации, реализуемую, в том числе в сложной экономической ситуации. Как нам кажется, у нас это получается! Наблюдаем положительный резонанс в педагогическом сообществе Республики Карелия, среди педагогических и руководящих работников, аттестуемых педагогов, членов аттестационной комиссии, экспертов и муниципальных методических служб. По отзывам, реализуемая система оценивания в Карелии, лишает экспертов субъективной оценки, основана на единых измеримых критериях и показателях, дает педагогу возможность самодиагностики, самооценки и саморазвития, учитывает специфику каждой педагогической должности. Отмечаем, отсутствие жалоб и судебных процессов начиная с 2013 года.

Одним из направлений работы отдела аттестации педагогических кадров является изучение опыта других регионов, а также отслеживание новейшей информации об изменениях в аттестации педагогических работников. В СМИ, особенно в сети Интернет, можно встретить материалы в виде всевозможных рекомендаций и разъяснений по вопросам аттестации, содержащих грубейшие нарушения существующего Порядка аттестации и Закона об образовании в РФ. Это лишний раз свидетельствует о том, что отсутствие единых подходов в методике оценки результатов профессиональной деятельности, рождает свободное трактование пунктов Порядка аттестации и не всегда целесообразное.

22 декабря 2015г. Министерством образования и науки РФ проведено селекторное совещание по вопросам, связанным с правоприменением в субъектах РФ Порядка проведения аттестации педагогических работников, чему предшествовал анализ принятых в 85 субъектах РФ НПА по вопросам аттестации. Актуальность проведения совещания была обусловлена, в том числе обращениями педагогов в Администрацию Президента России и Минобрнауки России в связи с имеющими место нарушениями Порядка аттестации в регионах.

Много из услышанного на совещании коллеги примут к сведению и устранят отмеченные замечания. Вместе с тем информация, озвученная по некоторым позициям, вызвала удивление специалистов ответственных за аттестацию на местах. По нашему мнению и мнению наших коллег из других субъектов, услышанное вносит сумбур. В частности, из выступления следовало, что педагоги

пишут заявления на аттестацию в свободной форме, указав в нем только ФИО, должность и категорию на которую желаю пройти аттестацию;

аттестационная комиссия осуществляет самостоятельный сбор информации о результатах деятельности педработника;

субъекты не имеют права уточнять (конкретизировать, детализировать) общие требования пунктов 36 и 37 Порядка аттестации, в том числе вводить измеримые показатели для каждой должности с учетом специфики организации и деятельности педагога (к примеру, концертмейстера, тренера-преподавателя, социального педагога, руководителя физического воспитания, воспитателя в системе профессионального образования и т.д.).

К сожалению, не было возможности задать уточняющие вопросы, а тем более вступить в дискуссию. По результатам анализа применения Порядка аттестации на местах был сделан вывод о том, что ни одна региональная модель проведения аттестации, не может быть признанна как образцовая, и соответственно рекомендована в полной мере для распространения. Думаем, более конструктивным решением было бы, обобщив положительный опыт субъектов, на его основе выработать единые подходы к оценке уровня квалификации педагогического работника в рамках аттестации.

С уверенностью можно сказать, в регионах работают заинтересованные люди, понимающие современную социально-экономическую ситуацию, которые сохраняют, накапливают и используют опыт, достойный внимания, обсуждения и распространения.

В настоящее время мы находимся в состоянии ожидания перемен (ПРОФСТАНДАРТЫ шагают по стране). Будут ли они способствовать реальному повышению эффективности образования, стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста?! Однозначно не хотелось бы очередного испытания на прочность. В этой связи трудно не согласиться с мнением действующего действительного члена (академика) Российской академии образования, профессора, доктора педагогических наук Марка Максимовича Поташника, которое было опубликовано на страницах журнала Народное образование (№5, 2015), где ученый высказывает свои опасения.


[1]Приказ Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000г. № 1908 "Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений"

[2] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010г. № 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений"

[3] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»


7390471638657531.html
7390505502745185.html
    PR.RU™